Пилоты — народ суеверный, последний полёт они называют крайний или завершающий.
23 декабря 2011 года для меня оказался последним полётом в моей жизни. Взлетел с аэродрома Забрат, а садиться пришлось на воду в озеро Масазыр близ Баку — там находится пилотажная зона. В интернете есть информация и фото наберите близ баку упал самолёт. Для курсанта это был первый ознакомительный полёт на самолёте Cessna-172. Он слева я справа выполняю виражи, спирали, набор и снижение. Двигатель новый всего 15 часов налёта после замены. При выполнении нисходящей спирали я, как правило, на малый газ никогда не ставлю, а устанавливаю 38% и снижаюсь с высоты 300м до 200м, а потом устанавливаю взлётный режим и перехожу на восходящую спираль. Только начал устанавливать взлётный режим, как обороты упали до малого газа. Раньше бывало самопроизвольное падение оборотов, но потом они сами восстанавливались. Но в этот раз двигатель не подчинялся РУД. Я убрал его на малый газ и снова установил взлётный. Доложил диспетчеру, но меня никто не слышал, т.к. высота была предельно низкой, а это озеро 4х4км находится в яме. Я выпустил закрылки полностью и приготовился к аварийной посадке на воду, как вдруг двигатель стал рывками выходить на взлётный режим. Высота была 10-12м когда произошёл удар, самолёт перевернулся в воздухе и упал вверх колёсами в воду.
Потом по телевизору покажут интервью с двумя рабочими, которые работали на берегу и они сказали что самолёт не долетев до воды перевернулся в воздухе и упал. Кабина сразу наполнилась водой. Левой рукой я выталкивал курсанта, а правой искал ручку своей двери, оказывается от удара она сама открылась. Глубина была 2м, вода холодная и солёная. Летом, когда озеро высыхает, там добывают соль. Мы часто видели, как рабочие в резиновых сапогах лопатами сыплют эту соль в металлический короб объёмом в 1т, а потом с помощью троса лебёдкой тянут его на берег. Зимой они не работают, т.к. вода наполняет озеро до 2х метров и этот короб не видно — он находится под водой, а трос выходит из воды и в натянутом состоянии уходит вверх на лебёдку. Вот об него мы и ударились передней стойкой шасси. Когда я вынырнул из воды и увидел, что курсант цел и невредим стоит на фюзеляже и пританцовывает не знаю от холода или от радости, что жив — у меня гора с плеч. Радость захлестнула моё сознание, что он жив. Вдруг я почувствовал запах керосина, баки были полные. Вспомнил, что аккумулятор включён и в любой момент от искры может произойти взрыв. Я нырнул в кабину, на ощупь выключил аккумулятор, а заодно захватил портфель с документами. Через 20 мин. прилетел вертолёт МЧС и нас на лодке эвакуировали. Когда отплыли метров 50 курсант увидел трос на воде и показал мне. В этот же день самолёт был поднят и доставлен в Забрат. Он был совершенно цел, только передняя нога была сломана. На этом самолёте нет средств объективного контроля и поэтому трудно доказать свою невиновность, хотя на передней стойке отчётливо виден след удара об трос. Двигатели на наших самолётах, почему-то меняют в Германии на автомобильный дизель. Подушки безопасности не открылись, хотя пишут, что они находятся в ремнях безопасности. В результате я получил сотрясение мозга, сах.диабет 2 типа и гипертонический кризис. От удара головой об козырёк приборной доски у меня лопнула вена на лбу и я потерял много крови. Хорошо-что вода была солёная йодированная и рана быстро запечаталась. В госпитале таможни провели операцию зашили вену. Медицина списала меня с лётной работы, а курсант летает на аэробусе, скоро будет капитаном. Через 2 года произошёл такой же случай с Талыбовым Али. После взлёта на Н=70м у них обороты упали до малого газа и самолёт упал в огород в Маштагах — капитан успел отвернуть от дома. Ремни безопасности не помогли, подушки не открылись. Больше года ждут ответ из Германии. Недавно третий самолёт на пробеге отказал двигатель. Все самолёты остановили. Привет Германии!
Тагир Агакулиев
«Вы летать не умеете!»: первая катастрофа Ту-104 60 лет назад в первой катастрофе Ту-104 под Хабаровском погибли 64 человека. Это была первая, но далеко не последняя катастрофа в истории лайнера. Почему Ту-104 стал самым ненадежным пассажирским самолетом СССР, разобралась «Газета.Ru». 15 августа 1958 года из Хабаровска в Москву вылетел пассажирский самолет Ту-104. На его борту…
Весной 1971 года вводился в строй новый молодой командир корабля Ил-18, 107-го лётного отряда Тофик Алиджанович Набиев. В составе экипажа были: пилот — инструктор Керимов Зульфугар, отчество его я, к сожалению, не помню; штурман Черномырдин Иван Николаевич, специалист 1-го класса; бортмеханик — Бондяков Александр Васильевич, в то время имевший 2-ой класс и бортрадист Туманов Семён…
Эту историю рассказал командир эскадрильи самолётов Ил-18 Бакинского авиаотряда ГА Буглак Юрий Леонидович, ныне покойный. В начале пятидесятых годов появился самолёт Ил-12 заметно превосходящий Ли-2 и заменивший его на главных трассах. Буглак в то время был вторым пилотом этого самолёта. В одном из полётов на этом самолёте, где командиром у него был Виктор Ахмедович Искендеров,…
Экипаж Ил-62, командиром которого был пилот первого класса Антощенко Гриель Валентинович, выполнял регулярный рейс «Ташкент -Ленинград». Когда самолёт подлетал к аэропорту «Пулково», то пилотов резко ослепил яркий свет. Второй пилот сказал :» Какое яркое солнце!» Командир огляделся, и указывая на настоящее светило, спросил ; «А это что? Второе солнце?» Экипаж в смятении затих. В это…
23 мая авиалайнеру предстояло совершить второй контрольно-приёмный полет, в ходе которого сперва предстояло вывести самолёт на сверхзвуковую скорость (2 Маха), а затем, уменьшив скорость, выполнить на высоте 3000 метров запуск вспомогательной силовой установки (ВСУ). Управлял Ту-144 смешанный экипаж из МАП и МГА, который имел следующий состав: Э.В. Елян (КВС, но сидел в правом кресле) —…
Эту историю рассказал мне мой дядя Тимофей Захарович. Вскоре после смерти Сталина в стране начался пересмотр дел заключённых в ГУЛАГе и незаконно осуждённые люди стали возвращаться к своим родным и близким. Процесс отправки этих людей был сложным от того, что места заключения очень далеко от центральных районов страны, в основном в районах Крайнего Севера и…
«…Мне не так уж больно,что списали это как-то можно пережить,горько лишь за то,что отобрали пластиковую карточку мою!…» ДА!!! Наверное эти мысли посещают каждого списанного летчика-пенсионера! Папа мой, Козак Владимир, говорил эти же слова…. и с грустью.
Тагир , спасибо тебе за выраженные общие мысли всех списанных пилотов. Лучше . наверно . и не скажешь.Главное в нашей жизни осталось там в небе и сны связаны только с небом , иногда просыпаешься и понимаешь все прилетел.Небо нас не отпускает и думаю заберет нас туда же окончательно.
Вот и всё, товарищи пилоты! Точка! Отлетался в дукабре! И сегодня все мои полёты будут продолжаться лишь во сне. Может стал я небу не угоден? Нет,конечно,что за разговор.Может руководству не пригоден?Но ведь был подписан договор.Мне не так обидно,что списали это как-то можно пережить,но за что вы карточку забрали,чтоб в аэропорт не пропустить?Работал я не в кабинетах — в небе,жар пустынь познал и холод льдов,и не думал о насущном хлебе и к полётам был всегда готов.Ни наград не жаждал,ни подарков.Ощущал себя я в гуще дел.Нахчивань Москва Гянджа и Симферополь.В тридцать лет я с вами полысел.Были всё и взлёты и падения и посадки в за кромешной тьме,я забыл,что слово воскресенье означало отдых на земле.И сегодня я готов к полётам,но врачи надежду схороня,разлучили с небом,с самолётом без мечты оставили меня.Без мечты-то ладно,без работы-где ты нужен списанный пилот и кому нужны его заботы, пусть себе на пенсию живёт! Налетал я столько в нашем небе,сколько целый полк не налетал.Жизнь проходит — годы годы годы не летать уж больше на яву.Я сегодня,как и все пилоты,с пенсией за выслугу живу.Впрочем,не живу-как льдинка таю.Горечи и боли не тая медленно,но верно умираю от болячек после декабря.Мне не так уж больно,что списали это как-то можно пережить,горько лишь за то,что отобрали пластиковую карточку мою!
Дорогой Тагир ! Так замечательно ты описал состояние любого из нас , которых уже нет в небе. Сколько будем жить , столько ночью будем возвращаться в наши полеты к нашим друзьям и коллегам и решать неразрешимые проблемы , что возникали неоднократно в процессе полетов. Держись дорогой ты наш ветеран, здоровья тебе , счастья и благополучия.
Владимир Бабушкин
да уж,что только не происходит.спасибо за рассказ.здоровья вам.терпения.раз уж медицина списала с летной работы,то для того чтобы не терять нить с авиацией предлагаю вам попробовать стендовый моделизм.лично я не летчик,но занимаюсь моделями с огромным удовольствием.посмотрите мои модели на каропка.ру
«…Мне не так уж больно,что списали это как-то можно пережить,горько лишь за то,что отобрали пластиковую карточку мою!…» ДА!!! Наверное эти мысли посещают каждого списанного летчика-пенсионера! Папа мой, Козак Владимир, говорил эти же слова…. и с грустью.
Тагир , спасибо тебе за выраженные общие мысли всех списанных пилотов. Лучше . наверно . и не скажешь.Главное в нашей жизни осталось там в небе и сны связаны только с небом , иногда просыпаешься и понимаешь все прилетел.Небо нас не отпускает и думаю заберет нас туда же окончательно.
Вот и всё, товарищи пилоты! Точка! Отлетался в дукабре! И сегодня все мои полёты будут продолжаться лишь во сне. Может стал я небу не угоден? Нет,конечно,что за разговор.Может руководству не пригоден?Но ведь был подписан договор.Мне не так обидно,что списали это как-то можно пережить,но за что вы карточку забрали,чтоб в аэропорт не пропустить?Работал я не в кабинетах — в небе,жар пустынь познал и холод льдов,и не думал о насущном хлебе и к полётам был всегда готов.Ни наград не жаждал,ни подарков.Ощущал себя я в гуще дел.Нахчивань Москва Гянджа и Симферополь.В тридцать лет я с вами полысел.Были всё и взлёты и падения и посадки в за кромешной тьме,я забыл,что слово воскресенье означало отдых на земле.И сегодня я готов к полётам,но врачи надежду схороня,разлучили с небом,с самолётом без мечты оставили меня.Без мечты-то ладно,без работы-где ты нужен списанный пилот и кому нужны его заботы, пусть себе на пенсию живёт! Налетал я столько в нашем небе,сколько целый полк не налетал.Жизнь проходит — годы годы годы не летать уж больше на яву.Я сегодня,как и все пилоты,с пенсией за выслугу живу.Впрочем,не живу-как льдинка таю.Горечи и боли не тая медленно,но верно умираю от болячек после декабря.Мне не так уж больно,что списали это как-то можно пережить,горько лишь за то,что отобрали пластиковую карточку мою!
Тагир — держитесь. Я с 2003 года на пенсии. На земле никому не нужны наши умения пилотов.
Дорогой Тагир ! Так замечательно ты описал состояние любого из нас , которых уже нет в небе. Сколько будем жить , столько ночью будем возвращаться в наши полеты к нашим друзьям и коллегам и решать неразрешимые проблемы , что возникали неоднократно в процессе полетов. Держись дорогой ты наш ветеран, здоровья тебе , счастья и благополучия.
Владимир Бабушкин
да уж,что только не происходит.спасибо за рассказ.здоровья вам.терпения.раз уж медицина списала с летной работы,то для того чтобы не терять нить с авиацией предлагаю вам попробовать стендовый моделизм.лично я не летчик,но занимаюсь моделями с огромным удовольствием.посмотрите мои модели на каропка.ру