5 мая 1956 года Начальником Главного управления гражданской авиации СССР был издан приказ № 27 о создании в структуре «Аэрофлота» авиационного отряда особого назначения (АООН) с местом базирования в аэропорту Внуково. Позже АООН был переименован в Отдельный авиационный отряд № 235. Первым командиром отряда был А.И. Колеватов, лётный состав был набран из экипажей Московского транспортного управления гражданской авиации. В него входили несколько экипажей на базе самолетов Ил-12 и Ил-14. Их возглавляли опытные пилоты Герои Советского Союза Д.С. Езерский, Р.Н. Суворов, а также к/к И.И. Алексеев, К.Д. Бирюков, Д.И. Лукьяненко, Г.С. Лалаев, С.Д. Метелкин, А.А. Свистунов, А.К. Чеканихин и другие.

Сухой Суперджет 100 СЛО «Россия»

Технические возможности подразделения были не велики, крейсерская скорость самолетов достигала 300 км/час, а высота полета до 3000 м. В 1957г. командиром отряда был назначен Борис Павлович Бугаев участник ВОВойны один из первых освоивших реактивную технику. С его именем связано становление одного из лучших предприятий ГА — Отдельного авиаотряда № 235 и внедрение самолета Ту-104. К концу 50-х годов отряд имел разнообразную технику, хорошо подготовленные кадры, обладал большим опытом выполнения международных полетов. В эти годы летали экипажи к/к Н.Н. Гусева, А.М. Жилина, Н.И. Комлева, Н.И. Михайлова, А.В. Моисеева, А.К. Чеканихина, И.Ф. Шевченко на самолетах Ил-14 и П.М. Воробьев, И.Н. Грубой, В.Е. Ларионов на самолетах Ил-18. На самолетах Ту-104 Б.П. Бугаев, Н.А. Усанов, Г.И. Быков, Н.И. Девятов, Е.П. Барабаш и С.Н. Кохановский. Полеты совершались более чем в 20 стран. За 1959-1961 годы экипажи совершили свыше 300 рейсов в зарубежные государства.

Президентский самолёт, Ил-96-300ПУ

Весомый вклад в успехи авиаотряда внесли летные и наземные специалисты, ветераны войны и труда. Среди них — Герой Советского Союза Р.М. Суворов, Герои Социалистического Труда Г.И. Быков, А.К. Витковский.
Навсегда останется в памяти работников авиаотряда день 14 апреля 1961 года, когда на самолете Ил-18 с места приземления в Москву был доставлен первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин. Выполнение этого задания было поручено возглавить Б.П. Бугаеву и экипажу 235-го отряда Н.И. Михайлова. Коллективу отряда в дальнейшем поручались авиационные перевозки Г.С. Титова, П.Р. Поповича, А.Г. Николаева, В.В. Терешковой и многих других космонавтов.
С 1972 по 1986 годы Правительственный авиаотряд возглавлял Герой Социалистического Труда Константин Сергеевич Никитенко.
С распадом СССР произошли изменения в воздушном парке его руководителей. В 1990 году Отдельный авиационный отряд № 235 был переименован в Отдельный авиационный отряд гражданской авиации, а в 1993 году преобразован в Государственную транспортную компанию «Россия».

Ми-8ПС-7 СЛО «Россия»

В октябре 2006 года к ГТК «Россия» была присоединена авиакомпания «Пулково». Объединенная авиакомпания стала осуществлять полёты под флагом ГТК «Россия», и название авиакомпании сменилось на Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная транспортная компания «Россия».
31 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации правительственный авиаотряд был выделен из состава ГТК «Россия».
15 апреля 2016 года одному из воздушных судов Правительственного авиаотряда, которое ранее называлось отдельным авиаотрядом № 235, было присвоено имя командира этого подразделения — К.С. Никитенко. Сейчас самолет с именной табличкой Никитенко К.С. входит в состав спецотряда «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации.
В отряде 20 человек стали заслуженными пилотами СССР и девять заслуженными штурманами СССР. Более 140 работников награждены орденами и свыше 400 — медалями Советского Союза.

Ту-214 СЛО «Россия»

Работники отдельного авиаотряда №235 ГА удостоенные звания Заслуженный пилот СССР: Быков Г.И., Бугаев Б.П., Никитенко К.С., Бурнашев Д.И., Девятов П.И., Кохановский С.Н., Кичаев С.Н., Калиновский Е.К., Кучугурный Ф.Т., Комлев Н,И., Тарасов В.И., Усанов Н,А., Волков И.Д., Бекташянц Г.Л., Сударев А.В., Михайлов Н.И., Алексеев И.И., Петров П.М., Григорьев А.В., Беляков И.В.
Работники отдельного авиаотряда №235 ГА удостоенные звания Заслуженный штурман СССР: Губанов А.В., Дубовицкий А.Г., Новиков Л.А., Халтурин П.С., Коробко Г.И., Кириллов Е.М., Носов Н.Ф., Каменский Н.И., Зайцев М.А.

Согласно указу Президента Российской Федерации, «Специальный лётный отряд «Россия» осуществляет персональное обслуживание:

  • Президента Российской Федерации;
  • нового избранного, но не вступившего в должность (до инаугурации) Президента Российской Федерации;
  • Председателя Правительства Российской Федерации;
  • Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  • Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Генерального прокурора Российской Федерации;
  • Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
  • Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
  • Министра иностранных дел Российской Федерации.

По состоянию на декабрь 2016 года флот СЛО «Россия» насчитывает следующие типы воздушных судов:

Тип самолёта Эксплуатируется Заказано Примечания
Ан-148-100 2 0
Ил-96-300 10 0
Ил-96-400 1 0
Ми-8МТВ-1 20 0
AgustaWestland AW139 4 0
Ту-134А 2 0 Ещё два борта на хранении
Ту-204-100 1 0
Ту-204-300 5 0
Ту-214 4 0
Ту-214СР 5 0
Ту-214ПУ 2 0
Ту-214ВПУ 1 0
Ту-214СУС 2 0
Як-40 3 0
Airbus A319-100 2 0
Sukhoi Superjet 100 2 0
Dassault Falcon 7X 2 0
Всего 67 0

Президентский самолёт России, или борт номер один, — самолёт Президента России. Самолёт является рабочим кабинетом и мобильным центром управления государством. Работу «воздушной резиденции» Президента России обеспечивает специальный лётный отряд (СЛО) «Россия».