Ованесов Владимир
Родился 16.09.1937 в поселке Пришиб, Астрахан-базарский (ныне Джалилабадский район) Азербайджанской ССР. В семье 5 детей. Мать одна. В 1955г. закончил 10 классов и поступил в Краснокутское летное училище.
Из 13 бакинских абитуриентов я один сдал математику на «5» и поэтому меня зачислили на штурмана.
Остальные (некоторые) сдавали по 2 раза экзамены, но стали пилотами.
В 1957г. закончил училище и работал в Бакинском 107 летном отряде.
Летал на Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18 (с 1959 года).
В числе первых переучился на самолет Ил-18 (в 1958 г.) в Ульяновске.
В 1962-1966гг. учился в ВАУ (Академии) в Ленинграде в первой группе штурманов (20 человек) на весь Союз.
С 1966г. работал в Баку штурманом ОАО (107 л.о.).
Осваивали новые самолеты (оборудованные Путь – 4 МП, РСБН и т.д.), также как 75407.
В 1971-1972гг. был в Сомали (г. Могадишо) вместе с пилотом Малышевым Анатолием Петровичем. Учили сомалийцев на с-те Ан-24.
5 января 1972 года при перегонке с-та в Киев на ремонт (в Жуляны) отказал на взлете левый двигатель, и на одном движке летели 3ч43мин до Каира. Через 15 дней после замены двигателя полетели через Афины, Софию, в Киев (Жуляны). При заходе в аэропорт г.Афины отказал АРИ. Заводил с-т по р\локатору до 4го разворота. АРИ -5 заржавел в Могадишо.
В 1974г. (январе) переведен в Шереметьево на с-т Ил-18 (англ.яз., образование, с переучиванием на Ил-62).
В 1975г. переучился на Ту-154.
В 1982г. переучен на Ил-86. Это мой последний самолет.
По здоровью списан в 1998г. Еще 8 лет работал на земле методистом по летно-штурманской работе.
Общий налет – 21000 часов. На Ил – 86 ввел в строй 28 штурманов.
Награжден медалями: «За доблестный труд», «Ветеран труда», «850-летие Москвы», — и другими юбилейными медалями.
С 1996г. по 2002г. ждал награды «Заслуженного».
За 6 лет многих наградили, но не меня. Уже работая на земле, все же получил, но уже «Заслуженного работника транспорта», потому что кем бы ты ни был, но уже работая на пенсии, на земле, — тебе положено только так.
С 2006г. уволился с работы и занимаюсь общественными делами: Профсоюз ШПЛС, «Дети войны» и т.д.
1) Когда я начинал летать в Баку на Ил-12 (КВС Белуджев С.М.) на маршруте Баку-Ашхабад-Ташкент, в воздухе экипаж устроил мне экзамены по штурманской, аэродинамике и тд. Я вроде неплохо отвечал, и Белуджев (хороший летчик, у него было 3 детей, переехал работать в Ташкент) сказал: «Армянам голова не для воши дана». Я это помню вот уже 56 лет.
2) В 1958г. Мандрыкин И.С. вводил в строй Баулина Валентина на Ил-14 . Мандрыкин И.С. был АС! Я его очень любил и уважал. Жаль, трагически погиб в январе 1959г. на прямой ВПП 243 градуса в а\п Сталинграде. Солдат шутя поспорил и с танкового пулемета на спор с дружбаном сбил с-т в 3 часа ночи. А ведь мы уже были переучены с Мандрыкиным на Ил-18. Вечная память ему! С ним погиб второй пилот Ким Мареев и борт-радист Виталий Кауров. Когда в феврале 1959г. расследовался случай с Мандрыкиным, из Москвы приезжал генерал (адмирал), не помню фамилию. Потом он остался жив при катастрофе на взлете в а\п Шереметьево (февраль 1966г. КВС Филонов). КВС Сысуев сказал ему, что Мандрыкин мог бы посадить Ил-14 даже если бы у него отказали 2 движка. Таков был Мандрыкин.
Умер 23.08.2023 года
Земля родная.
Земля родная, сколько раз с тобою
Прощался я навек, лишь знает Бог,
Мне данным жребием ночной тропою
Прошел тебя я вдоль и поперек.
Я был чуть ближе к Богу, чем кто-либо.
Судьбу не так-то просто предсказать,
Но память детская все сохранила,
О чем мне пела с колыбели мать,
О том, что горы – справа, море – слева,
На Севере – манящий свет мечты,
На Юг ведет долина Ленкорани,
В конце ее – шлагбаум Астары.
Родные люди, близкие соседи,
Как вам живется – можется теперь,
Когда оборваны все нити – сети,
И кто нам скажет слово про друзей?
Друзей – соседей с кем мы хлеб делили
В тяжелых днях, в сороковых годах,
Кулек муки иль банку керосина,
И горсть пшена, хрустящей на зубах.
Здесь мы пахали, сеяли, сажали;
Здесь собирали скудный урожай,
При лунном свете колос собирали,
Чтобы «korhoj» наполнить свой карман …
Вот пройден Решт, глухой фарсидский город,
Не видно слева старой Астары,
На месте Пришиба – сплошная темень,
Куда девались факелы страны?
Кто погасил земное солнце жизни,
Кто растоптал судьбу родных людей,
Кто где живет в степной российской шири.
Кому представить мой душевный счет?
Простите, вы, края мои родные,
В последний раз окину взглядом вас,
Ведь здесь прожиты годы молодые
И память прошлого живет в душе у нас.
И прах отцов в заброшенных могилах,
И образ брата, светлый и живой,
Все здесь осталось; Но живет в молитвах
Надежда в Бога, что вернемся вновь.
Ушел из жизни наш коллега Владимир Ованесов, штурман- специалист
высокого уровня, побывавший в разных странах и на других континентах.
Он весьма разносторонний человек, принимавший участие в различных
мероприятиях как в нашей авиационной среде, так и в жизни всей страны. Его можно было видеть рядом с Зюгановым на различных партийных выступлениях , митингах и собраниях, так как он твердо отстаивал коммунистические идеи.Общие друзья и коллеги долго будут помнить
нашего Володю Ованесова.
Это мой дядя, брат моего папы. Гордость всей нашей семьи!!! Умный, благородный, великой души ЧЕЛОВЕК!!! На душе было спокойнее, когда я знала, что за моей спиной есть любимый и любящий родной человек. С уходом д. Вовы я осиротела окончательно.
Это мой дедушка… Горжусь!!! Люблю!
Нашего папу и дедушка нельзя не любить! Это Личность с большой буквы! Подписываюсь под каждым словом!
Отличная статья! Много полезного для себя подчерпнула!
Да и вообще, http://www.mskavia.ru — очень хороший сайт!
Спасибо Вам и хорошего всем настроения!