В марте 1923 года было основано Всероссийское общество воздушного добровольного флота «Добролет», Среднеазиатское отделение которого, созданное в августе того же года, развернуло подготовку воздушных линий в Узбекистане.
Нововведение стало весьма актуальным. Ведь раньше от Ташкента до Алма-Аты нужно было добираться 15 суток на лошадях, а путь из Ташкента до Бухары в Хиву по караванным тропам был очень опасен и занимал около месяца! Летом 1923 года начались работы по сооружению основных и запасных площадок специалистами из Москвы. Некоторые летчики и авиаспециалисты из ВВС были переведены в «Добролет» и им тут были переданы первые 6 «Юнкерсов».
Первый технический, а затем и пассажирский рейсы прошли по маршруту Таписешу-Пишпек-Алма-Ата 3-го и 12-го мая 1924-го года. Вторая дата ознаменовала собой начало развития гражданской авиации в Узбекистане. За штурвалом тогда находился опытный летчик В. Л. Галышев.
Позже была открыта линия Каган-Термез-Душанбе, а с сентября того же года началось постоянное движение самолетов по маршруту Каган-Ташауз-Хива. К концу года на этих линиях было перевезено около тысячи пассажиров, 200 кг почты и 5 т груза.
В 1993-м эти цифры составили уже более 1409,9 тысяч пассажиров и 16,8 тысяч тонн грузов и почты, и если в течение первого года протяженность трасс составляла примерно две тысячи км, то в 1930-м — 3,5 тысячи, в 1940-м — 9 тысяч, в 1968-м — 50 тысяч, а сейчас — около ста тысяч км!
Самый первый аэропорт Ташкента, находился левее нынешнего. Фото 1930 годов.
На советских ПС-90, ПС-40 и По-2 (У-2) лучшие пилоты и авиаспециалисты стали интенсивно осваивать воздушное пространство, а так же массовую перевозку пассажиров и груза. Авиаторами были проложены маршруты ко всем областным и крупным городам Республики, кроме того — в Душанбе, Ташауз, Пишпек и Алма-Ату. К концу двадцатых годов были совершены первые полеты в Москву и Кабул.
Открывались всё новые маршруты, количество пассажиров возрастало, поступали на обслуживание новые самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14 и сельскохозяйственные Ан-2.
С пятидесятых началось стремительное вознесение авиации. Было успешно введено обслуживание скоростных самолетов с турбореактивными двигателями (Ту-104, Ил-18), появились в наличии первые вертолеты (Ми-1, Ми-4 и Ка-26).
В шестидесятые годы были освоены Ан-24, Як-40, Ил-62, Ту-134, Ту-154 и пр. Столицу Узбекистана соединили прямым воздушным сообщением с такими городами как Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Челябинск, Симферополь, а так же городами Прибалтики, Кавказа, дальнего Востока.
В 70-80-е годы авиация Узбекистана бурно развивалась, были построены крупные аэропорты и комплексы (в том числе и Ташкентский аэропорт), оборудованные высокоэффективными навигационными средствами и средствами связи.
В это же время ташкентские специалисты вторыми после москвичей освоили наземное обслуживание колосса пассажирских перевозок — Ил-86.
Чуть позже на воздушные линии выходят западноевропейские аэробусы А-310-300, Боинг — 757 и 767.
Открывают 14 международных маршрутов. Учитывая чартерные рейсы, специалисты столичного аэропорта обслуживают самолеты, с рейсами практически во все Азиатские и Европейские страны.
Впервые во всемирной практике была выполнена безаварийная эксплуатация и обслуживание ВС за пределами Республики. ВС – это техническое обслуживание зарубежных воздушных судов — состоит из периодических проверок технического состояния самолётов, которые должны быть сделаны авиакомпаниями (компаниями по техобслуживанию) по прошествии определённого времени или определённого налёта часов (указанного в Maitenance Program авиакомпании). Бывают следующие проверки: Transit check, Daily Check, A-check, B-check, C-check и D-check. A-check и B-check — это простая (лёгкая) проверка, в то время как С и D-check являются тяжёлой формой технического обслуживания.
Этот опыт позволил начать в кратчайшие сроки полеты на лайнерах А-310, Боинг-757 и 767. Так, аэропорт «Ташкент» получил большие перспективы на международном рынке авиауслуг.
С середины 90-х при поддержке фирм «Штрабаг», «Фокс» и аэропорта Франкфурт-на-Майне, начались глобальные работы по реконструкции «северной» и «южной» взлетно-посадочных полос, установлена новейшая светосигнальная система посадки производства фирмы «Сименс», благодаря чему аэропорт получил вторую категорию ИКАО.
В 2001 году аэровокзальный комплекс Ташкента был полностью реконструирован, что позволило ему стать одним из крупнейших и комфортабельнейших, он оснащен по новейшим технологиям и способен на высококачественное обслуживание пассажиров и, без малого, всех типов самолетов, эксплуатируемых в мире.