«Мертвая петля»

Петр Нестеров

Об авиации мечтал сколько себя помню. Истребителем, только истребителем! Всю доступную тогда литературу читал взахлеб. Кожедуб, Маресьев, Покрышкин, Чкалов — это же музыка до дрожи в мальчишеской душе. Вот это люди. Вот это жизнь! А когда поступил в Черниговское училище летчиков истребителей: Виктор Талалихин, Петр Нестеров и сколько еще
славных имен на заре авиации и во время Великой Отечественной войны узнала история.
С одним из этих великих имен судьба свела меня самым неожиданным образом. Из всех фигур пилотажа «петля Нестерова» или «мертвая петля» была самой сложной в исполнении. Капитан Анохин, наш инструктор, выполнял ее с нами — курсантами на спарке Миг-15 УТИ, объясняя подробно действия летчика при выполнении этой фигуры. И все было ясно и просто. Но когда в самостоятельном полете на Миг-15 БИС мне впервые пришлось выполнять «петлю Нестерова», я понял, на собственной шкуре, почему ее называют «мертвой». А первым ее выполнил и теоретически обосновал наш, русский, военный летчик Петр Нестеров. Следует ли говорить почему этот летчик был нашим кумиром?
Прошли годы. После окончания училища в 1960г. весь наш выпуск уволили в запас. Страна взяла курс на развитие ракет класса земля-воздух и такое количество летчиков-истребителей посчитали не нужным. Надо было жить и работать дальше. На Апшероне есть такое местечко Загульба. Молодежный туристический лагерь от ЦК комсомола Азербайджана в Загульбе являлся жемчужиной на Каспийском побережье. Со всего СССР и стран демократического лагеря приезжали сюда отдыхать комсомольцы. Мне довелось работать там спасателем.
И вот, однажды, прошел слух, что к нам едет группа из Франции. Особист из лагеря предупредил нас не вступать в контакт с «капиталистами». Наблюдая за купающимися француженками, я обратил внимание, как одна из них, выбегая из воды, кричит: «Сатир! Сатир!» Старинное русское слово, вышедшее из повседневного. Заинтересовался, откуда такое знание русского?
-А я русская. Я внучка Петра Нестерова! Работаю переводчицей в Обществе
русско-французской дружбы».
Это был шок! Внучка великого русского летчика передо мной? Но почему во Франции? Твой дед наш национальный герой. Тебе сам Бог велел жить в России.
В те, далекие годы гражданской войны, брат Петра Нестерова эмигрировал во Францию увезя с собой и семью старшего брата. А сам Петр остался. Ну меня и понесло. Такие люди! За Державу обидно. Я, летчик-истребитель запаса, рассыпался в красноречии, как у нас в Союзе ей было-бы хорошо жить в ореоле славы своего деда.
-Я согласна, Владимир, я перееду, а как мои капиталы?»…
Удар ниже пояса. Девчонке 19 лет у нее капиталы, а у меня «в кармане вошь на аркане». Выхожу из атаки. Я сбит.
Вот такая «мертвая» петля Нестерова.

Владимир Овсянников

Похожие записи

  • |

    Приводнение

    В один из весенних дней 1954 года экипаж 107-го лётного отряда Азербайджанского управления ГВФ на грузовом самолёте Ил-12 с бортовым номером Л1466 выполнял грузовой рейс в аэропорт Красноводск. В составе экипажа: командир корабля Брусничкин Фёдор Осипович, 2-й пилот Абиян Мыкрытыч, бортмеханик — инструктор Михайленко Иван Артёмьеве, бортмеханик Федотов Виктор Фёдорович и бортрадист Водин Павел. После…

  • |

    Против ветра

    При перегонке группы самолётов Ан-2 с авиахимработ из Краснодарского края домой в Азербайджан, был такой случай. По трассе Кизляр — Баку группе самолётов пришлось произвести посадку в Хачмасе для дозаправки и переждать неблагоприятные метеоусловия Баку. Аэропорт Баку не принимал самолёты из-за сильного ветра, что там довольно часто случается. Из рассказа командира корабля одного из самолётов…

  • |

    Ил-18Б 107-го ЛО Азербайджанского УГА

    Фото погибшего экипажа. Тип происшествия: катастрофа Дата: 11 мая 1973 г. Время: 04:37 Страна: СССР Место происшествия: Казахская ССР, 84 км южнее Семипалатинска Тип ВС: Ил-18Б Регистрация ВС: CCCP-75687 Авиакомпания: Аэрофлот (СССР) Подразделение: Азербайджанское УГА, Бакинский ОАО Рейс: 6551   Описание Экипаж 107 летного отряда произвел взлет в а/п Ташкент в 23:25 мск 10 мая….

  • |

    Внеочередная посадка

    Эту историю рассказал командир эскадрильи самолётов Ил-18 Бакинского авиаотряда ГА Буглак Юрий Леонидович, ныне покойный. В начале пятидесятых годов появился самолёт Ил-12 заметно превосходящий Ли-2 и заменивший его на главных трассах. Буглак в то время был вторым пилотом этого самолёта. В одном из полётов на этом самолёте, где командиром у него был Виктор Ахмедович Искендеров,…

  • |

    Медкомиссия

    Меня иногда спрашивают страшно ли летать. Отвечаю за всех пилотов нет, не страшно. Ни когда, даже в самых критических полётных ситуациях, пилоты не подвержены страху. Он глубоко в подсознании и только когда пилот выводит самолёт из этой ситуации, приходит понятие того, что могло бы произойти, но и это ещё не страх. Сели, зарулили на стоянку,…

  • |

    НЛО?

    В семидесятые годы в прессе часто появлялись сообщения о «летающих тарелках». Реальность или мифы, каждый решал для себя сам. Кривотолков и слухов было много. Верилось и не верилось. Неопознанный летательный объект, что это? И почему до сих пор ни кто не может объяснить, что это за штука такая? Не пощупаешь, не поверишь. Мы выполняли рейс…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *