Спец самолет Ил-18
Расскажу об одном не состоявшемся полёте, в Полярной Авиации на самолёте ИЛ-18 Бортовой № 75716 –Теперь, можно номер показывать,а раньше-секрет!-Такие были законы! Этот самолёт-летающая лаборатория с под фюзеляжным наружным контейнером,в котором размещались испытываемые приборы ,для использования в космонавтике и метеорологии. Оборудование менялось в зависимости от поставленной задачи .В нашем 247 лётном отряде имелся ещё подобный ил-18 с подфюзеляжным контейнером,75743 –ледовой разведки, и были экипажи допущенные к полётам на таком спец-самолёте,поэтому хозяева самолёта 75716 всегда обращались к нам за помощью-дать экипаж для полёта на этом самолёте.75716-был приписан к ГОС НИИ ГА,а МЫ в Полярной Авиации,сотрудничали с ними -это нормальные взаимоотношения.И настал такой день,после длительной подготовки,(регламентное обслуживание)самолёта и монтаж испытываемых приборов,назначили для полёта экипаж командира корабля Шуварина ГИ и старшим пилота-инструктора Кренева ВА.
Втоым пилотом был Колганов штурман Вощенко ВР бортмеханик Воронин АП и ботрадист Седов НД .Лаборанты-испытатели по плану,после осмотра самолёта снаружи,заняли рабочие места для запуска двигателей,контроль по карте готовности -приступили к запуску двигателей.Запускались двигатели,не охотно ,как всегда по порядку-1-2-3 ,а 4-замучил-ни как не выходит на режим,применяли все дозволенные хитрости,и всё-таки запустили!Я находился на правом пилотском кресле.Наблюдая за происходящем,вспомнил последние события наших самолётов с пожаром в воздухе:к.к.Денежкина ГФ ,75744-в Тикси-пожар в мотогондоле возврат,посадка, гибель Карелина АД ,75732 на маршруте Мыс Шмидта-Магадан! И последние выводы с инженерной службой,старшим инженером отряда Мокроусовым,что надо, составленный перечень признаков-наблюдений,предшествующих пожару, постоянно напоминать на разборах всем экипажам ,а это:1)неустойчивое показание приборов –топливомеров, 2)указателей УПРТ 3)бегают стрелки указателей створок маслорадиаторов,всех двигателей!На что я обратил внимание всего экипажа!Воронин- оправдываясь-я сам проверял каждую топливную горловину—заправка полная,под пробку,поэтому топливомеры работают неустойчиво!А приборы УПРТ-они же дублирующие,-основные-вот у меня в руках,на пульте!А стрелки створок маслорадиаторов,так и должны-бегать,мы же стоим на месте-обдува нет,при этом длительном запуске!И я спрашиваю к.к.Шуварина,как ты смотришь,на всё ЭТО?—Вы же старший,вот мол и решай!—ВСЕМ ОБЪЯВЛЯЮ, ОТБОЙ—ВЫЛЕТ ОТМЕНЯЕТСЯ! СКОЛЬКО было ууканий и недовольства,-это слышать надо!А Вощенко-проворчал:=это всегда так бывает,когда на борту проверяющий!=Сдали самолёт тех бригаде с записью в борт журнале,как положено,-замечания о не нормальной работе приборов!И разъехались.На следующий день,ст. инженер Мокроусов вызывает бортмеханика Воронина-(снять стружку,как мы выражаемся)-что это за запись:НЕУСТОЙЧИВАЯ РАБОТА!Тех бригада не понимает!и так далее.Объяснились,стали искать причину—приборы на контрольном стенде работают исправно и их датчики,А ВОТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ кабели-показали неисправность!Дополнительным осмотром—обнаружили ОПЛАВЛЕНИЕ ЭЛ. ЖГУТОВ горячим воздухом отбора воздуха от двигателей!Мокроусов объявляет на разборе-экипаж надо отметить за бдительность и правильное решение!Далее оказалось то же интересно:-приказ по отряду и отмечай экипаж.Но начальник штаба Екимов ЛА и начальник отдела кадров Чеботарёв,что не можем издать такой приказ,-надо обоснование от тех службы-оформление предпосылки к лётному происшествию,а это значит тех служба не получит премиальные!!Что делать?Порешили умолчать! А это нарушение лётных законов,-уменьшили на градус безопасность!
Инженер-пилот Кренев ВА 23 02 2017г krenev.va@yandex.ru